Самодисциплина, как повысить

самодисциплина

Каждому из нас хочется стать более успешным и эффективным, желательно при этом, не прилагая сверхусилий. Нам кажется, что стоит «подтянуть» одно или два качества, добавить чуть-чуть энтузиазма, и покорение новых высот произойдет едва ли не само собой. Однако на практике работа над собой требует более комплексного подхода, и повышать нужно именно самодисциплину, как наиболее эффективное лекарство от лени и неорганизованности. Многие специалисты и коучи утверждают прямо – не стоит надеяться на легкий путь и «халяву», нужно сдвинуться с мертвой точки и начать работу над недостатками. Сегодня мы поговорим о том, как быстро и гармонично развить навык самодисциплины, чтобы достигать максимального результата в делах и жизни.

Самодисциплинирование – ключ к везению?

Одной из самых популярных отговорок у неуспешных людей является фраза «мне просто не везет». Мы не будем отрицать факт везения-невезения, он действительно имеет место быть, и подчас даже самая выигрышная ситуация оборачивается неожиданным провалом. Но в наших силах изменить расклад сил, перестроить наше восприятие и поведение на эффективные рельсы. Самодисциплина действительно способна притягивать везение, и никакой особенной мистики в данном процессе нет. У вас наверняка есть живые примеры (не телевизионно-киношные) успешных людей из ближнего или дальнего окружения. Если вы проанализируете их личностные качества и модели поведения, то почти не найдете среди них легкомысленных, ленивых и безалаберных граждан.

Исключения, конечно, бывают, но большей частью из области творческой активности, и нам просто неочевиден момент конкретного применения дисциплины. То есть, ключ к успеху лежит в эффективном использовании времени и пространства, а также своих собственных сил, приложенных в рамках этих координат. Разберем эти аспекты процесса на примере конкретных рекомендаций по самодисциплинированию.




№1: Делегирование и помощь

Как это ни парадоксально, но начинать преобразования психологи советуют не с «прокачки» своих сильных качеств, а с осознания их несовершенства. Вам никогда не достичь осязаемого успеха, если все дела по работе и быту будут исключительно на ваших плечах. Ворох дел на самом деле никакой не ворох, и при достаточно трезвом анализе можно вычленить главное и второстепенное. Если ваше время ценно и стоит определенную сумму денег, найдите того, чье время ценится гораздо дешевле – пусть он или они разруливают ваши хвосты. Приведем простой пример: в США и Европе сейчас многие квалифицированные специалисты прибегают к услугам фрилансеров из более бедных стран, которые могут за определенную плату взять на себя рутинный участок работы, не требующий слишком высокой компетенции. Это не только позволяет освободить время для творческой части работы, но дисциплинирует ум и помогает двигаться по карьерной лестнице. Если вы занимаете руководящую должность, то о пользе делегирования полномочий по контролю над промежуточными результатами проектов и говорить нечего.

№2: Задачи и сроки должны стать четкими и визуализированными

Самодисциплина предполагает четкую картину дел и задач, а значит, беспорядок и «рандомные» приоритеты должны остаться в прошлом. Помочь в этой беде могут верные лист бумаги и шариковая ручка, а можно обратиться и к более продвинутым органайзерам с заметками, синхронизируемыми между всеми гаджетами. Какой бы способ мы не избрали – пишем, рисуем, составляем схемы и графики, визуализируем по максимуму.

Как только проблема сформулирована и намечены пути к решению, включается следующий этап самодисциплины – сроки. Они должны быть реальными и четкими, желательно с жестким дедлайном на определенную дату, это поможет мобилизоваться в конце, даже если середина процесса «провисла». Да, возможно придется отложить какие-то домашние дела и семейные радости, а то и вовсе сократить время на сон, но это закрепит ценнейшую психическую реакцию по соблюдению временных рамок. О приоритетах отдельно говорить не будем, поскольку это во многом индивидуальный процесс, заметим лишь, что на начальном этапе не стоит гнаться за их идеальными формулировками, сконцентрировавшись больше на процессе движения к цели.

№3: Не отвлекаться и концентрироваться на выбранном

Концентрация, как мы уже отмечали, является одним из наиглавнейших признаков дисциплинированного человека. Закрепите установку на результат, отключайтесь от посторонних мелочей и чужого влияния на ваше время. Перестройте свой распорядок под эти нужды, осадите людей, требующих неоправданно высокого внимания к своей персоне. Также в этом процессе помогает четкий порядок на столе в офисе и дома, в том числе на рабочем столе ноутбука или компьютера. И последнее – самодисциплине и концентрации помогают публичные обещания сделать что-либо или добиться понятной для всех цели. Данный метод широко применяется в западной корпоративной культуре, где, например, в среде менеджеров среднего звена принято публично перед коллегами заявлять о покупке новой престижной машины по итогам финансового года.




Наука о самодисциплинировании

Британские ученые со свойственной им прямотой и решительностью решили выяснить, какие же именно качества наиболее часто соседствуют с высокой дисциплиной. В опросе приняло участие 800 добровольцев, интересующихся этой темой и активно развивающих соответствующие навыки. Наиболее частой чертой характера самодисциплинированной личности респонденты назвали энтузиазм. То есть такие люди не только не лишены эмоций, но даже наоборот – способны увлекаться новым делом, знакомиться и кооперироваться с другими. На втором месте по значимости оказалась любовь к себе, и не только в абстрактно-позитивном смысле, в это понятие также включают эгоизм и себялюбие. Данное качество действительно помогает добиваться целей, если, конечно, не переходит границы и не разрушает взаимодействие с остальными членами команды.

Третье – это трудолюбие во всех проявлениях, включая усидчивость, исполнительность, размышление о наилучших способах решения проблем во внерабочее время. Следующий пункт можно назвать «любознательностью», то есть желанием не просто узнавать новое, но стремлением к пониманию процессов в глобальном смысле. По мнению авторитетных исследователей рынка труда, в будущем это качество станет едва ли не обязательным для любой средне- и высокооплачиваемой работы. И последнее пятое место в рейтинге качеств, связанных с самодисциплиной, заняла эмпатия. Чувство сострадания и желания активно помочь в долгосрочной перспективе мотивирует добиваться немалых успехов в командной работе, да и положительно сказывается на личностных качествах.

Самодисциплинирующий лайфхак

Из прочих методов, о которых редко говорят на тренингах по тайм-менеджменту или личной эффективности, один особенно хорош и высоко ценится профессиональными психологами. Суть его заключается в простом начале какого-нибудь дела, даже если вы и приблизительно не представляете, что делать дальше, не говоря уже о стратегии достижения цели. Для примера возьмем проблемы с лишним весом, которые часто сопровождают людей с «пробелами» в самодисциплине и общим «кризисом серьезности». Мы привыкли откладывать настоящую борьбу с ненужными килограммами на потом, ограничиваясь периодическими диетами для очистки совести.

Специалисты рекомендуют сделать нечто вроде первого прыжка, даже не шага – купить годовой абонемент в фитнес-зал. На них бывают сезонные скидки, да и при покупке на длительный период можно хорошо сэкономить. Но все-таки общая сумма выйдет довольно ощутимой для личного бюджета, а значит, и отговорок для пропусков занятий будет все меньше и меньше. А вот причин продолжать заниматься своим здоровьем станет множество, они буквально сами станут множиться из информационного интернет-телевизионного шума. То есть, общий принцип таков – сначала ввязываемся в какое-то изначально полезное и перспективное мероприятие, а затем по ходу дела развиваем и совершенствуем самодисциплину. Какой бы путь вы не выбрали – победа не будет «халявной», но и последующие успехи станут целиком и полностью заслуженными!

Автор: Катя Котова